Проблемы ценообразования и определения сметной стоимости строительства остаются в центре внимания Минстроя России. Несовершенство системы приводит порой к парадоксальным ситуациям, когда не находится желающих браться за исполнение государственных контрактов. И происходит это не потому, что проектных и строительных организаций в стране не хватает. Охоту участвовать в конкурсах отбивают проблемы с ценообразованием и экспертизой проектов. Вместо того чтобы стать фактором стабильности, госконтракты порой превращаются для строителей в зону риска. Этим проблемам был посвящен брифинг заместителя главы Минстроя Дмитрия Волкова, состоявшийся 7 мая.
Начиная разговор с журналистами, замминистра привел такой пример: в Забайкальском крае из 92 объектов, которые необходимо построить за бюджетные средства, удалось разыграть только 46. Причину происходящего Дмитрий Волков видит в несовершенстве действующей системы ценообразования, которая, по его мнению, недооценивает реальную стоимость строительных работ — отсюда и трудности с проведением конкурсов. Подрядчики, которые выигрывают конкурсы, не всегда точно рассчитывают экономику проектов и полагаются в этом деле на проектировщиков, которых, в свою очередь, проверяют эксперты. В реальности эта схема срабатывает не всегда, и тогда подрядчики рискуют получить убытки на объектах и даже разориться и уйти с рынка. А поскольку никого не привлекает перспектива оказаться в такой ситуации, то во многих регионах и отраслях возникли серьезные проблемы с подрядчиками.
Сегодня цены большей части ресурсов рассчитываются по базе 2000 года с индексами пересчета, которые выпускают Минстрой или регионы, а часть ресурсов считается по текущей цене так называемым методом конкурентного анализа. Минстрой намерен совместно с регионами актуализировать индексы пересчета, а также дать рынку более четкие правила конкурентного анализа. Для этого подготовлены изменения в постановление правительства РФ №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которые сейчас находятся на подписании у премьер-министра. В ведомстве рассчитывают, что такие меры позволят повысить точность системы ценообразования на 15-20%.
При этом, как подчеркнул Дмитрий Волков, стратегия Минстроя остается прежней: в течение трех лет научиться применять ресурсный метод, обеспечив сопоставимость методов, чтобы и ресурсный, и базисно-индексный методы давали одинаковые результаты. Ведь оба метода базируются, по сути, на «двух китах» — нормах и мониторинге цен. Основная трудность на сегодня состоит в том, чтобы научиться правильно «мониторить» цены ресурсов, причем не только во всех регионах, но и в различных отраслях, использующих специализированные ресурсы.
из-за расценок ни одна компания не берется за завершение строительства второй очереди космодрома «Восточный»
«Стройгазета» попросила заместителя министра прокомментировать недавнее заявление президента России Владимира Путина о том, что из-за расценок ни одна компания не берется за завершение строительства второй очереди космодрома «Восточный». Дмитрий Волков отметил, что именно на решение подобных проблем и направлены принимаемые Минстроем меры по совершенствованию системы ценообразования. Достойная компания для достройки «Восточного», конечно, найдется, заверил замминистра, но задача Минстроя — дать заказчику необходимые инструменты для правильного определения цены контракта. Причем это касается не только Восточного, речь идет о том, чтобы создать универсальное регулирование. На это и направлены поправки к постановлению №1452.
«В этом смысле мы даем возможность отрасли самой разработать отдельный индекс, — пояснил Дмитрий Волков. — Для этого они (Роскосмос) должны проделать соответствующий набор процедур, которые заключаются в том, что они проводят мониторинг ресурсов, которые специфичны для них, разбираются с тем уровнем зарплаты, который специфичен для людей, которые будут работать на этом объекте. И мы, таким образом, создаем дополнительно к региональной отраслевую специфику».
«Это делает не Минстрой: «мы вот тут посидели, подумали, сколько должен стоить космодром», у нас нет для этого возможности, — заявил заместитель главы Минстроя — Делаем мы это, в некотором смысле, совместно с отраслью. То есть отрасль собирает в соответствии с методикой, которую мы ей даем, все необходимые материалы. Главгосэкспертиза — центр компетенции — это проверяет, и только после этого мы выпускаем соответствующие индексы, которые определяют, по сути, сейчас цену стройки, например, для Роскосмоса. То есть это совершенно универсальное регулирование, и оно точно так же будет действовать для дорожников, нефтяников, газовиков. Каждая отрасль сама в этом смысле определяет политику, а дальше по понятному механизму эту политику может воплотить в индекс. Вот такой сейчас подход».
При этом Дмитрий Волков уточнил, что регионы по-прежнему должны будут направлять в Главгосэкспертизу результаты мониторинга ресурсов (всего их около 400) с обосновывающими документами. Минстрой сможет проверить эти данные с помощью ФГИС ЦС и «ручного» мониторинга цен поставщиков, который проводит Главгосэкспертиза. Замминстра уточнил, что в этой работе будут принимать участие региональные центры ценообразования, число которых растет. Увеличивается и объем информации во ФГИС ЦС: если в прошлом году в ней были сведения о продукции примерно 8 тыс. производителей строительных ресурсов, то сейчас около 14 тыс.
С внесением изменений в постановление №1452 появится возможность увеличить объем работы с оптовыми поставщиками: будут анализироваться не только цены сделок, которые были в предыдущем квартале, как это сейчас устроено во ФГИС ЦС, но и текущие цены предложений на рынке. Затем необходимо будет наладить работу с крупными интеграторами и с биржевыми площадками, чтобы с помощью статистической обработки данных верифицировать стоимость предложения ресурсов на той или иной территории. ФГИС ЦС позволит обеспечивать этими данными федеральную антимонопольную, таможенную и налоговую службы. Чтобы такая интеграция стала полноценной, потребуется не один год, ведь предстоит обрабатывать огромное количество данных. Однако межведомственное взаимодействие по мониторингу относительно небольшого количества ключевых для отрасли ресурсов, таких как кирпич, стекло, бетон, цемент (их не больше 30), будет выстроено раньше.